21.10.2017      1066      0
 

Перспективы использования ИКТ в обучении музыке

Современное образование трудно представить без информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ), особенно на уроках музыки. При…


Современное образование трудно представить без информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ), особенно на уроках музыки. При дидактически правильном подходе средства ИКТ помогают активизировать внимание учащихся, усилить их мотивацию, развить познавательные процессы, мышление, внимание, воображение и фантазию. Поэтому, современными уроками по музыкальным дисциплинам, можно назвать такие занятия, в ходе которых сочетаются современные педагогические и компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты, ресурсы Интернет.

Категории компьютерных программ

Использование ИКТ на уроках музыки позволяет развивать творческое мышление, обеспечивает возможность создания благоприятных условий для интеллектуального, духовного, личностного развития учащихся, способствует оптимизации образовательного процесса, развитию творческой компетентности обучающихся. Возможности современных компьютерных технологий (анимация, в том числе трёхмерная, воспроизведение и обработка видео, звука, графики, интерактивность, гипертекст) позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей.

В настоящее время наиболее распространёнными категориями программ, используемых для работы с музыкой на компьютере в обучающих целях, являются:

  • Музыкальные проигрыватели.
  • Программы для пения караоке, программы звукозаписи.
  • Музыкальные энциклопедии, электронные учебные пособия, тематические презентации и программы для их создания.
  • Нотные редакторы, музыкальные конструкторы.
  • Музыкальные проигрыватели.

Первая группа знакома каждому пользователю компьютера – стандартные проигрыватели входят в состав современных операционных систем. Например, в Windows это Media Player, в дистрибутивах Linux– Amarok, Kaffeine и многие другие. Для развития абстрактного, образного мышления учащихся при прослушивании музыки полезно задействовать такую функцию проигрывателей, как сопровождение воспроизводимой музыки зрительными причудливыми образами.

Программы для пения караоке, программы звукозаписи

икт музыка

Для преподавания вокала полезны будут программы для создания (KarMaker , WinKaraoke Creator и др.) и проигрывания (Galakar, KaraWin Pro и др.) караоке. Они построены по одному принципу – проигрывается “минус”, а на экране выводятся слова песни. Использование этих средств позволяет значительно обогатить и расширить песенный репертуар, исполняемый на уроке и при проведении внеурочных мероприятий, а также дает возможность преподавателю контролировать качество исполнения каждым учеником. Программы для звукозаписи позволяют записать с микрофона или линейного входа компьютера песни, музыкальные композиции, воспроизводимые на MIDI-клавиатуре, сохранить их в виде звукового файла и затем прослушать. Таких программ достаточно много– от входящего в состав Windows приложения «Звукозапись» и программы KRec в Linux до более сложных программ, таких как Audacity (http://audacity.sourceforge.net/) или Adobe Audition (http://www.adobe.com/ru/products/audition.html).

Музыкальные энциклопедии, электронные учебные пособия, тематические презентации и программы для их создания

Незаменимы на уроках музыки программы третьей группы – музыкальные энциклопедии, электронные пособия, тематические презентации и программы для их создания. Так, при наличии в учебном кабинете мультимедийного проектора, компьютера, использование музыкальных энциклопедий для сопровождения урока позволяет предоставить ученикам разнообразный иллюстративный материал, видеофрагменты, прослушать музыкальные произведения, а так как большинство из таких программ интерактивны, то и организовать самостоятельную работу учащихся дома. На уроках музыкальной литературы можно использовать такие мультимедийные пособия, как «Шедевры музыки» или «Великие композиторы». В них содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой, представлены биографии композиторов, истории создания известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты.

Офисные пакеты

икт музыка

Помимо готовых мультимедийных пособий на дисках, учитель может разрабатывать и использовать свои авторские учебные пособия. Традиционной программой для создания слайдов и презентаций к уроку стала программа PowerPoint пакета MS Office. Использование презентаций на учебных занятиях подробно изложено в соответствующей литературе. Для разработки электронных учебных пособий хорошо подходит комплекс программ от компании SunRav Software. В него входят программа для создания тестов, проведения тестирования и обработки результатов тестирования SunRav TestOfficePro, программы для создания и просмотра электронных книг и учебников SunRav BookOffice. Данные программы имеют простой, интуитивно понятный интерфейс, позволяют использовать графику, анимацию, видео, аудио материалы.

Читайте также:  Установка Кумир 2 в Linux Mint / Ubuntu

Нотные редакторы, музыкальные конструкторы

икт музыка

Четвёртую группу в рассмотренной выше классификации представляют программы для написания нотного текста, для его редактирования. Одной из лучших программ для нотного набора и верстки, является программа Finale компании Coda Music Technology (http://www.finalemusic.com/Finale/Default.aspx). Она сочетает в себе как исключительное удобство пользовательского интерфейса, так и многообразие предоставляемых возможностей. Программа Finale помогает учителю музыки на каждом этапе работы с произведением – от ввода музыкальных данных (при этом могут использоваться MIDI-инструменты) до редактирования и оформления нот и распечатки страниц с партитурами на принтере. Программа позволяет воспроизвести звучание многих инструментов– фортепиано, клавесина, органа, струнных, духовых, ударных инструментов. Учителю музыки при работе с хором может потребоваться запись партий для разных голосов (альта, тенора, сопрано). В программе это можно сделать гораздо быстрее и аккуратнее чем переписывать ноты вручную.

Будущее ИКТ в образовании

Теперь поговорим о будущем информационных технологий в образовании, в том числе и в обучении музыкальным дисциплинам. Так, одной из перспективных технологий в настоящее время является дополненная реальность. Понятие дополненной реальности (Augmented reality, AR) подразумевает активно развивающуюся в настоящее время область исследований, направленную на использование компьютерных технологий для совмещения реального мира и данных, сгенерированных компьютером. Современное воплощение этой технологии чаще всего выглядит так: перед веб-камерой, подключенной к компьютеру размещается специальное изображение-маркер. Это может быть обычное изображение, отпечатанное на листе бумаги, странице книги или журнала. Специальная компьютерная программа анализирует полученное изображение с камеры и дополняет его на экране монитора виртуальными объектами.

икт музыка

Отсюда и название технологии– «дополненная» или «обогащённая» реальность. Одна из возможных сфер применения дополненной реальности– создание учебной литературы нового поколения– ведь для печати на страницах книги маркеров для AR не надо никаких особых затрат. Зато, как оживится, в прямом смысле этого слова, страница учебника музыки, если, к примеру, ученик увидит на ней виртуального пианиста, вокалиста или даже музыкальный оркестр, исполняющего музыкальное произведение «в живую», детально рассмотрит устройство музыкальных инструментов. Для этого даже не обязательны специальные устройства, хотя они сейчас проектируются и создаются первые образцы. Достаточно ноутбука, или даже коммуникатора с относительно широким экраном и наличием веб-камеры. При этом, перемещая учебник можно рассмотреть дополненный виртуальный объект в различных ракурсах и масштабах. Большие перспективы есть у технологии дополненной реальности в обучении игре на музыкальных инструментах– виртуальные объекты будут дополнять изображение рук исполнителя, подсказывая, направляя его движения. В качестве иллюстрации можно просмотреть подборку видеороликов на сайте http://www.youtube.com/user/bgmusic2010.

Итог

В завершение статьи, хочется отметить, что ИКТ и дополненная реальность, представляющая собой синтез двух миров — реального и виртуального, имеет огромные перспективы в системе образования нового поколения. Технология дополненной реальности будет набирать популярность, как в повседневной жизни людей, так и в профессиональной сфере, и станет привычным инструментом образования и обучения, помогая учащимся в изучении и осмыслении новых тем – в том числе и по дисциплинам музыкального цикла.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности